Мы находимся:
в 2 минутах от
м. кропоткинская

Вы здесь

Ерина Ирина

19.12.2016
Группа паломников из Москвы – благодарит ПС «Ковчег» за помощь в организации интереснейшей и полезнейшей поездки с 14 по 16.10.2016 г. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы по маршруту: с. Холки (Белгородская обл.) – г. Белгород – с. Прохоровка (Белгородская обл.) – с. Мармыжи (Курская обл.).

Мы хотим поделиться своими впечатлениями об этой поездке с другими паломниками, может быть кто-то, прочитав наш отзыв, также как и мы, отправится по «нашему маршруту» и, может быть, кому-то эта поездка откроет тот самый верный путь к духовному возрождению.

Что побудило нас организовать данную поездку… желание побывать в Святых местах, помолиться и поклониться Святым, которые сейчас может быть незаслуженно забыты, а ведь они были великие труженики и молитвенники. Все, конечно, же знают батюшку Серафима Саровского и преподобного Сергия Радонежского, блаженную матушку Матрону Московскую и Оптинских старцев, но мало кто знает святителя Иоасафа Белгородского или что есть такой Троицкий Холкинский мужской монастырь в Белгородской области с уникальной пещерной Церковью Троицы Живоначальной. Не каждому дано знать где нес свои земные подвиги верный служитель Господа - Серафим Тяпочкин, или где, скажем, находится село с таким необычным названием Мармыжи и чем именно это село существенно отличается от множества подобных сел и все больше начинает становиться духовным центром возрождения Руси.

Создавая свой отзыв о нашей поездке, мне вдруг подумалось, - а ведь мы не просто заезжали помолиться в Святые места и почтить Святых, мы заезжали в «Клыковские» места. Даже можно сказать, что наша поездка была «Клыковская». Почему «Клыковская» - в каждом месте, куда мы заезжали непременно нас встречали духовные памятники русской земли – скульптуры выдающегося мастера, настоящего воина русской земли – Вячеслава Михайловича Клыкова.
Но об этом далее…

Часть первая: Холки
Наш путь из Москвы пролегал по трассе «Дон». Рано утром в субботу мы оказались в селе Холки Белгородской области, и нашему взору открылся необычайно красивый вид Троицкого Холкинского мужского монастыря с его величественными золотоглавыми храмами и уникальной Церковью Троицы Живоначальной в пещерах на меловой горе. Такой же завораживающий вид на реку Оскол и грозная скульптура над рекой Великого князя Киевского Святослава Игоревича, попирающего хазарина, - творенье Вячеслава Михайловича Клыкова. Мы поклонились иконе Божией матери «Донская», обошли Крестным ходом вокруг церкви князя равноапостольного Владимира, которая расположена на горе. Строгий монах Кассиан провел для нас интересную экскурсию в пещерной церкви Троицы Живоначальной, находящейся в меловой горе под погостом. Где поведал нам о трех чудесах этой церкви, ученые до сих пор не могут разгадать загадку этих явлений. Своей красотой и необычайностью буквально притягивают к себе иконы Св. Николая Чудотворца и Божией Матери «Знамение», вырезанные монахами в меловых стенах пещеры, и фарфоровый иконостас, изготовленный на заводе в г. Гжель. В этой чудесной церкви можно побывать на Божественной литургии в 9-00 по субботам.
После экскурсии по монастырю в трапезной нас угощали вкуснейшим травяным чаем с малиновым вареньем и пирогами.
В знак благодарности за трапезу наша «царская дружина» подарила трудницам монастыря песню о Святых Царственных мучениках под аккомпанемент на пианино нашего паломника Владимира.
На этом мы простились с монастырем, и далее наша колесница понесла нас в Белгородские земли в гости к святителю Иоасафу Белгородскому и не только.

Часть вторая: Белгород
1.    Белгород встретил нас прекрасной погодой. Наше знакомство с городом началось с памятника архитектуры - Крестовоздвиженского храма. 
История Храма начинается с Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1863 г. в слободе Кошары. 
Главной святыней храма является Кошарский Чудотворный крест, который, по легенде, был выброшен после неудачной охоты помещиком Выродовым в болото. Хозяин креста не испытывал к святыне, находящейся в его доме, ни малейшего благоговения. Чудесное обретение поруганной святыни произошло в конце XVIII века. Слепой человек услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне – тотчас прозрел и начал славить Бога.
На месте обретения Креста забил источник, где впоследствии был устроен колодец, изобилующий и поныне прекрасной водой. Позже на территории Храма была воздвигнута надкладезная сень над колодцем в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а святой источник стал самым почитаемым в Белгороде, к нему активно приезжали паломники даже в советское время.
В настоящее время над колодцем устроена часовенка.
Местные жители сохранили много воспоминаний об исцелениях, в том числе свидетельства мгновенного выздоровления парализованных с детства людей, которых к источнику привозили родственники.
В Храме мы приложились к Кошарскому кресту, в источнике набрали Святой воды, даже совершили малое омовение «полным чином». А также получили такую милость от Господа как помазывание, а совершил его для нас настоятель храма отец Иоанн.
И двинулись далее по нашему маршруту.

2.    Далее нашему взору предстал еще один памятник архитектуры - Преображенский Кафедральный собор, построенный в стиле русского классицизма. Это один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.
Второе рождение Собора произошло в 1990 г. и уже 19 августа 1990 г., после почти тридцатилетнего перерыва, в престольный праздник Преображения Господня у стен Преображенского собора состоялась первая Божественная Литургия. А 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор с крестным ходом были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
Так Святитель Иоасаф вновь освятил своим присутствием древний город Белгород - место его последних подвигов. 

В Соборе очень богатые настенные росписи и множество старинных намоленных икон, подходя к которым уже ощущаешь немалый трепет. Внутри Собора сразу предстаёт большой и красивый иконостас, и здесь же рядом расположены главные Святыни храма.
В правом углу храмовой части, возле иконостаса под сенью размещается рака с нетленными мощами Святителя Иоасафа Белгородского, где был отслужен водосвятный молебен с акафистом святителю Иоасафу. Молебен у мощей Святителя Иоасафа служится ежедневно в 13-00, после которого мощи открывают для поклонения верующих и желающие прикладываются к нетленным мощам святителя. 
В Соборе мы приложились и к другим особо почитаемым Святыням – к чудотворной иконе Святителя Николая, именуемой «Николай Ратный», иконе Пресвятой Богородицы «Знамение» и иконе Божией Матери «Песчанская», а также помолились у необычной иконы «Чернобыльский Спас».

- Икона Святителя Николая очень старинная, ей более 500 лет, и у неё есть своя собственная очень интересная история. По преданию, она защитила жителей Щебекинского села Устинка от нападения монголо-татарских войск. В настоящее время ежегодно, в мае, с иконой «Николая Ратного» совершается крестный ход из Белгорода в село Устинка.

- Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» была написана в начале XX века. В качестве музейного экспоната она была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор. Так, 7 декабря 1998 г. (накануне праздника в честь иконы Божьей Матери «Знамение») чудом обновившаяся икона была передана в Преображенский кафедральный собор.

- Икона Божией Матери «Песчанская» относится ко времени жизни Святителя Иоасафа.
Милостью Пресвятой Богородицы Святитель Иоасаф был избран для прославления Ее образа. Однажды, в сонном видении святителю явилась Богородица и сказала: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма! Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Вскоре в притворе одной из сельских церквей в предместье Замостье г. Изюма он обнаружил явленный ему образ. Его использовали в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению Святителя образ был помещен в киот за левым клиросом.
В течение 3 дней пребывания в Изюме архиерей ежедневно приходил молиться перед обретенной святыней. С того времени и началось прославление иконы, именуемой по всему югу России «Песчанской».
Она почитается как защитница от нападения иноверных. Сооружение храма для нее на Песках и перенесение ее в новый храм, предвиденное Святителем, состоялось только в 1826 году. По преданию, именно Песчанский Образ должен был оградить нашу страну в самый разгар 1-й Мировой войны. 

В Соборе также есть и мало кому известная Чернобыльская икона «Чернобыльский Спас», которая была написана иконописцем Владиславом Горецким в память о трагедии человечества, о погибших при катастрофе и от радиоактивного заражения, почтении к подвигу, призыву к покаянию и во здравие выживших.
Уникальность этой иконы в том, что впервые в православии рядом с ликами святых изображены люди.
Икону увидел во сне парторг ЧАЭС, а ныне - президент Союза «Чернобыль Украины» Юрий Андреев, посвятивший свою жизнь ядерной энергетике, а во время аварии получивший огромную дозу радиоактивного облучения. 
Икона много раз являлась Юрию Борисовичу во сне, но он считал её создание непостижимой мечтой.
В верхней части иконы расположены Образы Богородицы, Иисуса Христа и Архистратига Михаила, который ведет человеческую Божью рать живых и мертвых «чернобыльцев».
В нижней части иконы, на переднем плане - Чернобыльская сосна - образ, не придуманный человеком.
Она похожа и на крест и на тризуб, который является гербом Украины. Во время войны фашисты-каратели вешали советских патриотов на этом дереве, их мученическая смерть дала сосне чудесную силу. 
Сосна стоит почти на одной линии: четвертый аварийный блок - город Припять.
Дерево стало символом Чернобыльской трагедии. Ему отведено центральное место в нижней части иконы.
Слева изображены души умерших чернобыльцев, справа - ликвидаторы аварии: пожарный в респираторе, работник станции, летчик, медсестра. 
На горизонте, за очертаниями «Саркофага» виднеется зарево восхода, в небе летит звезда «Полынь». 
На заднем плане - земля обожженная, на переднем - зеленая, оживающая.
Чернобыльцы-спасатели заслужили высшую награду, возможную на земле - быть приравненными к Божьей рати.

Икона была освящена 28 августа 2003 года у стен Успенского храма в Киево-Печерской Лавре.
Во время освящения явилось чудесное явление, свидетелями которого стали тысячи людей. 
Над иконой пролетел голубь, высоко в небе среди перистых облаков возникла радуга в виде нимба (дождя накануне не было), потом на небе явился православный крест, в центре которого было солнце.
Икона стала утешением чернобыльцам, её признали и стали считать своей во многих украинских семьях, ведь трагедия Чернобыля, по большому счету, коснулась каждого.
Икона помогает раненой чернобыльской земле. Крестные ходы «Чернобыльского Спаса» сопровождаются чудесными явлениями и исцелениями. С изображением иконы чернобыльцы идут на сложные хирургические операции, подкладывают её больным детям под подушку.
По инициативе Союза «Чернобыль Украины» был написан полный список иконы «Чернобыльский Спас» для Храма Христа Спасителя - дар чернобыльцев Украины чернобыльцам России. 
Список иконы также есть в Троицком Кафедральном соборе в г. Екатеринбурге.
Существует список, который находится при храме Входа Господня в Иерусалим. Храм расположен в одном из районов Киева и входит в состав мемориального комплекса.
Вот такая необычная история иконы «Чернобыльский спас».

В Соборе можно спокойно помолиться, получить духовную поддержку и подкрепление в наше нелегкое время.
Перед входом в Собор висит указ Святейшего Патриарха Кирилла о награждении собора высочайшей церковной наградой - правом служения литургии с открытыми Царскими Вратами до молитвы «Отче наш». Храмов с такой наградой очень мало.
Также хочется отметить и необыкновенно красивую, и ухоженную территорию Собора. На улице, напротив входа в Собор, расположено множество лавочек, где прихожане и паломники могут спокойно посидеть отдохнуть. На соборном дворе есть красивое здание приходского дома. Здесь располагаются рабочие кабинеты, библиотека и многое другое.
За алтарной частью Собора установлен мемориальный камень, в память о невинно убиенных людях во время гонений на Православную Церковь.

Успели мы также «освоить» и церковную лавочку (есть она и внутри Собора и на улице), заказать требы, купить красивые иконы Святителя Иоасафа, брошюрки о Соборе и житие Святителя Иосафа.
Находясь в Соборе, чувствовалось присутствие благодати от, Святынь, которые находятся в Соборе. Здесь настолько уютно и тепло, что когда пришло время двигаться нам далее, просто не хотелось уходить.
После посещения собора нас переполняло особое чувство какой-то необыкновенной духовной радости. 

3.    Наполненные бдагодатью мы двинулись далее пешком по улицам Белгорода к месту погребения Святителя, к «пещерке Святителя Иоасафа» под Свято-Троицком собором, в которой 156 лет находились его нетленные мощи (с 1754 г. до момента канонизации – до 1911 г.).
Нетленные мощи Святителя Иоасафа были обретены в 1911г., перенесены из пещерки и положены в драгоценную раку (гробницу) в Свято-Троицком соборе. 
В торжествах приняли участие представители Царской семьи ― великий князь Константин Константинович, великая княгиня Елизавета Федоровна, архиереи, священнослужители и миряне, сотни тысяч паломников со всей Российской империи.
Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре императрице Александре Федоровне и о том, как чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.
Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс, канонизации святителя, был наконец завершен. 
Как писал в «Курских епархиальных ведомостях» епископ Рыльский Никодим: «Этим высочайшим посещением их величеств и поклонением святым мощам святителя Иоасафа как бы завершились великие дни белгородских торжеств».
В конце 1920-х годов Пещерка была засыпана и утрачена, а когда снесли монастырь то следом началась застройка этого места.
В 2010 году усилиями и трудами белгородских краеведов во время археологических раскопок она была найдена. В 2011 году рядом с пещеркой была построена часовня, а над пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. Часовня построена на месте, где когда-то стоял разрушенный Свято-Троицкий кафедральный собор.
Нас пропустили вниз в пещерку, где мы послушали рассказ Галины Юрьевны о пещерке, помолились Святителю, приложились к гробнице, подали требы.

4.    Далее наш путь лежал к Марфо-Мариинскому женскому монастырю.
К монастырю мы шли по красивому Свято-Троицкому бульвару. Перед монастырем нас словно встретил сам святитель Иоасаф, памятник которому поставлен в конце бульвара напротив Покровского храма в Марфо-Мариинском монастыре.
На территории этой обители нашему взору предстали старинные красавцы-Храмы: Успенско-Николаевский собор и Покровский храм.
Марфо-Мариинский женский монастырь в городе Белгороде был основан и жил по Уставу Марфо-Мариинской обители Милосердия великой княгини Елизаветы Федоровны в Москве.
Раньше на этом месте никогда не было монастыря, а стояли неподалеку друг от друга два храма Успенско-Николаевский собор и храм в честь Покрова Божией Матери, которые теперь принадлежат монастырю.

- Успенско-Николаевский собор — самый древний каменный храм, сохранившийся на Белгородской земле, является памятником архитектуры XVII века и относится к 1692-1703 гг.
Два храма Успения Божией Матери и свт. Николая были объединены под одной крышей – отсюда и название Собора.
Успенско-Николаевский собор представляет собой редкий и уникальный для Белгородского региона оригинальный образец храма с асимметричным планом и барочным декором. Подобных храмов нет не только в Белгородской области, но на всем юге России. Такие храмы возводились на Севере – в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской губерниях. Ранее Собор украшали древнерусская роспись и деревянная резьба, а богослужебные книги были подарены российскими императорами и членами царской семьи, но в начале 30-х годов XX века собор закрыли. Здание было переоборудовано под хлебозавод. И лишь в 1998 г. собор был передан Белгородской и Старооскольской епархии, в 1999 г. к празднику Пасхи собор отдан Марфо-Мариинскому женскому монастырю.
В настоящее время в Соборе ведутся реставрационные работы.

- Покровский храм является памятником архитектуры конца XVIII века.
В конце 20-х годов XX века храм оказался в числе «подлежащих закрытию». В нем была размещена пересыльная тюрьма.
В 1991 г. были начаты реставрационные работы Покровского храма, более активные работы по восстановлению Храма начались в 1993 году. При этом храме было решено открыть женский монастырь. 
При восстановлении Храма, на территории монастыря, было найдено множество останков людей, пострадавших в богоборческие времена за веру. А также останки воинов - защитников Отечества в годы Второй мировой войны. Все они погребены под часовней, освященной во имя Царственных мучеников и страстотерпцев, расположенной на территории монастыря.

- Часовня во имя Царственных мучеников и страстотерпцев освящена 17 июля 1999 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. 
Каждый год в дни прославления Царственных мучеников здесь совершаются Богослужения.

В настоящее время на территории монастыря восстановлен и открыт только Покровский Храм, в котором ежедневно совершается Божественная Литургия, и вечернее Богослужение.

По монастырю и Покровскому храму нас провел казачий атаман, состоящий в охране монастыря. В Храме он нам показал необычайную и несвойственную традиционному письму обновляющуюся икону Божией Матери «Покрова». Также мы приложились к Святыне Покровского храма - частицам мощей преп. св. Киево-Печерской Лавры и Оптинских старцев.
Только мы собрались отправляться далее по нашему маршруту, как к монастырю подъехал батюшка Симеон, и пошел нам на встречу для общения. Он настолько поразил нас своими пастырскими наставлениями, что мы даже забыли о времени, что нас ждут другие святые места, куда путь был еще так далек.
Расставаться не хотелось. Мы сфотографировались с батюшкой и атаманом, поблагодарили их, получили от батюшки благословение, в дорогу на Прохоровское поле.

5. Покидая Белгородскую область по пути в Прохоровку, мы не смогли не заехать в пос. Ракитное в Свято-Никольский храм, построенный еще князем Б.Н. Юсуповым, и не поклониться могилке еще одного святого уже нашего времени - архимандрита Серафима (в миру Тяпочкин Дмитрий Александрович).
В октябре 1961 года отец Серафим начал свое служение в Свято-Никольском храме поселка Ракитное. С первых дней его пребывания на новом месте к нему потянулись из Днепропетровска и других городов и весей многочисленные почитатели и духовные чада, число которых постоянно возрастало. 
Здесь в полноте раскрылись благодатные дары мудрого старца-наставника, непрестанного, горячего молитвенника за свою паству и смиренного пастыря, «душу свою полагающего за овцы своя ». Любовь, которой было преисполнено его сердце, обнимала всех, и те, кто когда-либо соприкасался с ним, ощущали это на себе. Там были и благоговейные, ни с чем несравнимые богослужения, были неповторимые сердечные проповеди, во время которых плакали и отец Серафим, и весь храм, были и исцеления по его святым молитвам. 
Многие болящие подолгу жили на церковном дворе. Спали на поленьях в подвале, и на складе с углем, но жажда исцеления и духовного укрепления была велика. Многие по его благословению стали священнослужителями и даже архиереями. Случалось, и владыки прибегали к его советам, а некоторые были его духовными чадами.
Можно сказать, что Ракитное во время служения здесь отца Серафима стало одним из тех самых знаменитых духовных источников, к которым прибегали многие, жаждущие правды и спасения.
Как при жизни отца Серафима Свято-Никольский храм не пустовал, а был наполнен его почитателями, так и теперь к его могилке непрерывным потоком стекаются те, кто нуждается в его молитвах. Это люди с разных концов России — и те, кому посчастливилось знать и видеть батюшку, и те, кто никогда не видел его, но жаждет духовного подкрепления в наш озлобленный и лукавый век. Этот непрерывный поток, который заметно увеличивается с каждым годом, является неоспоримым свидетельством праведности отца Серафима, подтверждением того, что мы нынче нуждаемся в его молитвах, верим в них и желаем духовного общения с батюшкой, как благодатным посредником между нами и Богом.


Часть третья: Прохоровка
К месту знаменитого сражения мы приехали уже затемно, но все же, проделав столь долгий путь, мы решили посетить музей – заповедник «Прохоровское поле» и почтить память павших солдат – героев Великой Отечественной войны. 
Величайшее событие Второй мировой войны под названием - Прохоровское сражение, развивалось на южном фасе Курской дуги с 10 по 16 июля 1943 года под Прохоровкой, и вошло во все учебники истории.
Под Прохоровкой, в эти дни, шли настоящие танковые дуэли. Это было противостояние не только тактики, мастерства экипажей, но и самих танков. Немецкий план захвата здесь потерпел неудачу. 
На поле нас встретил главный и величественный памятник музея-заповедника – Звонница (автор памятника - В.М.Клыков).
В памятнике философски соединились две главные темы творчества В.М. Клыкова – героико-патриотическая и историко-православная. Союз этих двух тем ставит памятник в ряд важнейших символов возрождения русской культуры и национального самосознания, делает его знаком спасения русской земли.
Звонница состоит из четырех белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны. Венчает пилоны золотая сфера - символ солнца, исторический символ Русской державы. Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы - заступницы и защитницы России. 
Над пилонами в круглой части из белого мрамора золотом сияют слова из Священного Писания: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». У основания мраморного барабана расположен золоченный лавровый венок - символ немеркнущей славы всех павших за свое Отечество на этом поле.
Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол весом 3,5 тонны. Три раза в час бьет колокол в память о сражениях, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России. Первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй - о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон - память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с Германией.

Мы обошли Звонницу крестным ходом, почтили память павших героев и направились к местам сражения, где в настоящее время стоят танки, катюши и орудия, принимавшие участие в боях на Прохоровском поле и напоминающие нам о том страшном сражении – «конце света», когда днем во время сражения было темно как ночью.
Под покровом наступившей темноты мы пели песни о войне, и о победе: «Катюша», «Землянка», «Тёмная ночь», «Синий платочек»… и, словно тем самым утолили жажду души, великой благодарности за победу. К нашему автобусу шли молча, чтобы двигаться далее в другое, не менее святое место - село Мармыжи.

Но Господь распорядился иначе…
Выехав на трассу, наш водитель «вдруг» не заметил нужный поворот, и нам пришлось проехать дальше и развернуться около Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 
И как оказалось, совсем не случайно, а по Промыслу Божьему. Храм в столь позднее время еще оказался открыт, и настоятель о. Александр еще был в Храме. Мы поспешили войти в Храм. Всенощная конечно же уже закончилась, но вновь Господь не оставил нас без милости своей - о. Александр помазал всех паломников священным елеем и поведал нам историю возведения Храма.
Как снаружи, так и внутри Храм поражает своим великолепием. Издалека он напоминает зажженную свечу как дань памяти ратному подвигу героев. Храм-памятник увенчан тремя главами, объединен с колокольней в единое целое. Белый цвет храма дает ощущение величия, вечности и гармонии. 
Великолепные росписи уносят взгляд под купол храма, в «горний мир», но возвращают на землю огромные мраморные плиты внутренних стен, где выбиты золотом имена погибших и ушедших в вечность воинов-победителей.
Храм был открыт 3 мая 1995 г., к 50-летию празднования Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Зазвонили колокола, разнося благую весть об открытии новой духовной святыни.
Храм был освящен в честь святых первоверховных апостолов, поскольку сражение под Прохоровкой произошло 12 июля 1943 г., в день, когда Церковь чтит память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Закладной камень на месте строительства был освящен 14 июня 1992 года.
На территории Храма расположен и Малый Никольский храм. Из воспоминаний старожилов известно, что в Прохоровке когда-то существовал храм во имя Святителя Николая, построенный в XIX веке. Храм Святителя Николая был разрушен в годы советской власти еще до Великой Отечественной войны. Поэтому в новом храмовом комплексе рядом с Петропавловским храмом выстроена и небольшая Никольская церковь - Малый Никольский храм.
Рядом с Храмами расположен Дом ветеранов Великой Отечественной войны и труда, Дом причта, закладной камень и Колокол единения трех славянских народов.

И снова нас Господь одарил своей милостью – подарил нам, возможность ударить в колокол, по благословению настоятеля храма. Звон разлился по всей округе тяжелым басом, и еще долго растворялся в ночной тишине, вновь напоминая всем о том страшном событии, произошедшем на Прохоровском поле много лет назад.
Так мы еще раз невольно помянули всех воинов, почивших здесь и уже с благословения о. Александра отправились в Мармыжи.

Часть четвертая: Мармыжи
Пишу эти строки, а душа трепещет от воспоминаний тех немногих часов, проведенных в Мармыжах.
Село Мармыжи - это Родина Вячеслава Михайловича Клыкова – выдающего русского скульптора, памятники-скульптуры которого можно увидеть в разных уголках России.
Такое таинственное и интересное название села - Мармыжи – несет в себе глубокий смысл, как будто хочет сказать нам, что это село, которое непременно станет новым духовным центром возрождения Руси. Наша Родина, наша Русь встанет с колен и возродится как птица Феникс из пепла, и станет свидетелем преображения наших душ к добру, душ, идущих за Господом.

В Мармыжи мы приехали очень поздно, но нас ждали. Там нас встретили о. Николай – настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы и матушка Ирина.
Нас разместили в Доме паломника и накормили вкуснейшим ужином. После ужина мы не смогли пойти спать, не поклонившись могиле В.М.Клыкова, расположенной за алтарем Храма Покрова Пресвятой Богородицы, построенным им самим. 
На месте, где сейчас Храм, в 1913 году в Мармыжах была возведена церковь в честь 300-летия дома Романовых. Самому селу Мармыжи около 350 лет. До Великой Отечественной войны в нём насчитывалось примерно 900 дворов, сейчас порядка 20. 
Сюда переехала и семья знаменитого русского скульптора В.М. Клыкова – отец Михаил Константинович, мама Лидия Тимофеевна, брат Юрий и сестра Алла. Родился Вячеслав Михайлович в Мармыжах в 1939 г. и в этой церкви был крещён. 
Церковь выстояла в Великую Отечественную войну, но была разрушена в хрущевское время, в 1959 году на глазах двадцатилетнего юноши. 
Вячеслав Михайлович давно мечтал вернуть родному селу церковь. Он твердо верил в то, что должно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. 
«Встанет храм – возродится село», – считал Клыков. 

В 1996 году на месте разрушенной церкви по инициативе Вячеслава Михайловича и при поддержке местных жителей был установлен и освящен закладной крест. А через два года по его проекту и на его собственные средства началось строительство. 
Как рассказывал друг Вячеслава Михайловича Владимир Михайлович Харин: 
«…Когда закончили строить храм, он радовался, как ребенок. 
Ведь, подумайте, время было сложное, а храм восстановили, освятили, владыка Ювеналий приехал… И радость была от выполненного долга: перед Богом, перед людьми». 
Церковь, построенная на его личные средства (не считая трудоемкой работы как скульптора), помощь близких друзей и пожертвования прихожан, получилась на загляденье. Белокаменная, высокая (видна издали) нарядная, украшенная на наружном декоре с четырёх сторон 48 скульптурными изображениями всех значимых святых. 
Храм напоминает церковь Покрова на Нерли во Владимирской области. 
В Храме над главным порталом – фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем. Богородица с воздетыми в молении руками как будто встречает всех верующих и приглашает войти в Дом Божий на земле, где каждый может встретиться Богом и вести с Ним разговор в минуты скорби и радости, освободить душу от власти греха, получить Божье благословление на брак и служение ближним. Божия Матерь как бы напоминает нам, что у Бога все живы, ведь именно в храме – Доме Божьем – происходит собирание всех живых и усопших, живое общение людей и небожителей. 
Настоящая поэма в камне! 
Но Вячеслав Михайлович не дожил до окончания строительства. Он скончался 2 июня 2006 года в Москве и похоронен на родине, в Мармыжах, за алтарем воссозданного им храма. 
Когда погребали Вячеслава Михайловича икона Казанской Божией Матери, которая висела на стене при входе в Храм, замироточила – она «оплакивала» вместе со всеми уход настоящего русского человека – воина Русской земли. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
В храме находятся иконы Святых Царственных страстотерпцев и святой Великой Княгини Елизаветы Федоровны. А также иконы борцов с «ересью жидовствующих» - Иосифа Волоцкого и Геннадия Новгородского. Святыней храма является и оригинальный деревянный Крест-распятие, выполненный Вячеславом Михайловичем. Такого больше не найдете ни в одном храме. Очень всех заинтересовали и деревянные, «оъемные» иконы св. Серафима Саровского и св. Николая Чудотворца, которые опять же вырезал из дерева он сам, и лишь расписывали их в художественной мастерской.
Храм был освящен в октябре 2006 г. архиепископом Курским и Рыльским Германом. После освящения здесь была совершена первая Божественная литургия.
К входным воротам храма примыкает оригинальная колокольня. А , чуть в стороне стоит памятник землякам Клыкова, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны, и тем, кто освобождал село от фашистов в ходе Курской битвы. 
Памятник выполнен в виде креста-распятия, обрамленного грудой камней, в которых как бы застыли людские судьбы и их голоса. Вячеслав Михайлович воспринимал историческое прошлое не глазами стороннего наблюдателя. Его отец Михаил Константинович был участником двух войн – с Финляндией и с фашистской Германией. 
Поклонившись могиле В.М.Клыкова и обойдя храм Крестным ходом, мы отправились отдыхать, чтобы утром попасть на Литургию.
В 8-00 отец Николай начал служить Божественную Литургию. На Литургии звучал завораживающий голос матушки Ирины и голос вторившего ей нашего паломника Владимира. Порой казалось - ангелы поют.
На службу пришли и местные жители: Антипа Нина Афанасьевна, Клыкова Мария Степановна, и Дмитрий из соседнего села. 
Мы сфотографировались в Храме вместе с отцом Николаем, который нам сообщил, что мы стали первыми паломниками, которых приняли в новом Доме паломника и в этом Храме.

После литургии все вышли из Храма вместе с отцом Николаем на Крестный ход. Погода была с утра пасмурная, но не дождливая. 
Но только выйдя из храма с молитвой к Пресвятой Богородице, а мы приехали ведь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, «…покрый нас от всякого зла честным твоим омофором» как с неба налетел порыв ветра со снегом. И пока мы шли Крестным ходом вокруг храма снег нас сопровождал. Ведь просили же у Пресвятой Богородицы покрова ее, вот она и одарила нас «честным своим омофором».

После Крестного хода мы отправились трапезничать.
Нас накормили вкусным обедом и напоили чаем из трав.
Какой же благочестивой оказалась семья отца Николая. До слез растрогала нас их история, не каждый в наше время решится переехать в русскую глубинку и начать жизнь с нуля. Не просто начать свою собственную жизнь, а возрождать духовную жизнь этого святого места, что в стократ сложнее. Но человеку с таким великодушным сердцем такие трудности только в радость, ведь он это делает во благо других людей и во благо нашей русской земли. 
Раньше в селе кипела и бурлила жизнь, засевались поля, колосилась пшеница, а сейчас больно смотреть, как доживают свой век в полупустом селе местные жители.
Отец Николай старается все сделать, чтобы село возрождалось. 
И нам очень бы хотелось, чтобы не зарастала тропа в это святое место и в этот благодатный дом, и очень надеемся, что скоро о Мармыжах услышат не только в нашей необъятной стране, но и далеко за ее пределами.    
В.М.Клыков любил курскую землю, свою родную деревню Мармыжи. Его сердце болело, когда он видел заброшенные деревни, необработанные поля. Как-то мастер сказал такую замечательную фразу: «Курская земля – благодатное место. А в Мармыжах земля особенно богата черноземом. Оглоблю воткни в землю, и та зацветет. Возьмешь в руки черные комочки, помнешь их – они как густой творог. Значит, земля еще не истощала и способна давать богатые урожаи. Ей нужен только хороший хозяин».

Отец Николай очень торопился к местной жительнице, но все же спел вместе с нами несколько народных песен, так любимых Клыковым, на прощание. А вместе с матушкой Ириной они исполнили песню на украинском языке. На глазах у нас невольно выступили слезы. Ведь сам батюшка был родом с нынешней кровоточащей Украины.
Мы поблагодарили их в ответ своей песней, которую наша паломница Наталья привезла из Иерусалима:
«… Пусть в этом доме живет Благодать,
Пусть в этом доме живет Любовь,
Пусть в этом доме живет Божья Мать,
Пусть в этом доме живет Господь…»
После трапезы мы пошли на кладбище, расположенное рядом с Храмом, где покоятся родители Вячеслава Михайловича - отец Михаил Константинович и мама Лидия Тимофеевна. Памятник на их могилке в виде Креста-распятия с цветами, похожими на двух лебедей, выполнен Вячеславом Михайловичем.
Кстати, Крест, установленный на его могиле тоже творение его собственных рук.

Вот с такими впечатлениями об увиденном и услышанном мы отправились собираться в обратный путь. А уезжать вовсе не хотелось из этого гостеприимного дома, из такого тихого и умиротворенного села Мармыжи. Но мы очень надеемся, что это наша первая, но не последняя поездка в Мармыжи.

И пусть сегодня село Мармыжи – самая что ни на есть российская глубинка, но сюда все же приезжают люди со всех концов земли русской и будут приезжать, чтобы поклониться памяти Вячеслава Михайловича. 
Ведь центром притяжения стала – церковь Покрова Пресвятой Богородицы – последнее значительное творение мастера. 
Многие знали Вячеслава Михайловича Клыкова как скульптора, народного художника России. Но он известен как крупный общественный деятель: глава Всероссийского соборного движения, основатель и председатель Главного совета Союза русского народа. 
Помимо творческих заслуг Вячеслав Михайлович являлся еще и генералом казачьих войск. Немало сделал Вячеслав Михайлович и для возрождения славянской культуры. Он возглавлял Международный фонд славянской письменности и культуры, первым привез Благодатный огонь из Иерусалима, а также положил начало празднованию Дней памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в общенародном масштабе. 
Сейчас проходят посвященные ему выставки, концерты, фестивали, спортивные мероприятия. Его именем назван проспект в Курске, ему поставлен памятник; проводятся ежегодные «Клыковские чтения», посвященные его творчеству, собирающие лучших русских людей. Такие люди, как Вячеслав Михайлович Клыков, рождаются, чтобы побеждать зло, чтобы объединять людей в правде и любви. Кажется, Вячеслав Михайлович сказал всем нам, живым: «Ничего не бойтесь, идите и побеждайте зло в себе и в мире». 

Вот на этой особой ноте и хочется закончить свой рассказ о поездке. А всем, кто еще не был в этих Курско-Белгородских землях и Мармыжах, хочется от всей души пожелать: «Непременно побывайте там и откройте для себя еще один удивительный и живоносный источник Божией Благодати».