О СМЫСЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА
© Е. Сафронова
В последние годы очень многие из нас начали испытывать непреодолимую потребность переосмыслить самих себя. Мы заново учимся понимать свое прошлое и настоящее. Со временем приходит мысль, что наше возрождение – это, прежде всего, возрождение духовное. Мы начинаем по-новому всматриваться в Россию. И вот уже из прошлого возвращается к нам родина – Святая Русь: святыни нашей земли, все лучшее, что было в нашей истории и что составляет ее смысл. Паломничество помогает вернуть духовную и историческую память. Вот почему все больше людей едет сейчас на поклонение святыням: едут за вразумлением. И если Господь вразумляет человека, слетает с него равнодушие, очищается и восстает спящая до этого душа. И еще: сразу возникает горячее желание помочь поднимающимся сейчас из руин обителям, внести скромную лепту в дело возрождения Святой Руси. Подчас неожиданные примеры бескорыстных жертвований во славу Божию, наверное, знакомы каждому, кто хоть раз побывал в паломнической поездке.
Однако паломничество – это, прежде всего, особый акт веры, проявление духовности, а не путешествие с просветительскими и благотворительными целями. В то же время, паломничество – это ни в коем случае не поездка в святые места за благодатью. Мы иногда забываем, что благодать исходит от Господа, а не от определенных мест. Приходится констатировать, что мы еще только учимся совершать паломничество. К сожалению, и на Святой Горе Афон и в некоторых русских обителях нас пока еще называют не паломниками, а «православными туристами». А ведь паломничество на Руси имеет богатые традиции. Нам надо лишь вспомнить прошлое, чтобы вновь научиться совершать путешествия по святым местам.
Еще в начале двадцатого века по отношению к паломникам у нас чаще употреблялось слово «поклонники». И действительно, отправляясь к святыням, православные отправляются на богомолье – с тем, чтобы поклониться Богу и святым, которых Он прославил. Тем самым паломники не только в духе своем, но и через посредство видимого образа воздают честь Господу. В православии поклоняются святым иконам, подобным же образом поклоняются святым местам. Так объясняет смысл православного паломничества архимандрит Марк (Головков) в статье «О смысле православного паломничества», опубликованной в первом номере журнала «Православный паломник» за 2001 год.
Решаясь на паломничество, вы решаетесь на особое духовное делание. А там, где духовная жизнь, там и искушения. Поэтому, отправляясь на поклонение, будьте готовы к ним. Однако не надо унывать, ведь паломничество происходит по благословению Божию, и всё, что происходит на богомолье, дается нам на духовную пользу и спасение.
Да и не только в паломничестве, но и всегда Господь хочет, чтобы мы спаслись. При этом движение навстречу миру святости и чистоты происходит исключительно в нашем сердце. Об этом свидетельствует, например, жизнь преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. По слову его ученика, Епифания Премудрого, преподобный Сергий «не взыска Царствующего Града, ни Святыя Горы, ни Иерусалима», он во внутреннем искании Бога нашёл святость.
И всё же, если Господь привел вас в святые места, радуйтесь: «се время благодатное». Уврачует Христос ваши раны, откроет ваше сердце навстречу истинам веры, и разгорится в вас жизнь духовная. Тогда, наверное, многим будут понятны слова Григория Нисского, одного из отцов Церкви, который после посещения Святой Земли сказал: «…открылся для меня праздник Божий».
Заказать обратный звонок по зарубежным поездкам