День 1. Москва - Ереван
Прибытие в аэропорт города Ереван.
Тур по исторической части города Эчмиадзин, - с посещением кафедрального собора Эчмиадзин и храмов св. Рипсимэ и св. Гаианэ. Сам город изначально назывался Вагаршапатом, и был столицей древней Армении, но после принятия христианства в Армении в самом начале IV в. город постепенно стали называть и Эчмиадзином (с арм. «сошествие Единородного») в память о том видении, которое было явлено св. Григорию, просветителю армян, где ему явился Христос. Официально город был переименован в Эчмиадзин в 1945 году по имени находящего в центре города кафедрального собора Эчмиадзин, но в 1992 городу вернули прежнее название – Вагаршапат, хотя в народе используются оба названия. Кафедральный Эчмиадзинский собор, который впоследствии стал монастырем, был духовным и религиозным центром Армении, освященный в честь 12 апостолов. Тут же находится престол верховного патриарха и католикоса всех армян. Входит в список ЮНЕСКО. С восточной стороны алтаря храма располагается эчмиадзинский музей, где храниться (среди прочих святынь) копье св. Лонгина Сотника. Храм св. Гаианэ был построен в 630 г. католикосом Эзрой на месте мученической кончины св. Гаианэ, прибывшей с римскими христианами в Армению, при армянском царе Тиридате Великом в начале гонений императора римского Диоклетиана в 303-304 г. Сам храм дошел до наших дней с небольшими изменениями в фасаде храма. Некоторые изменения также коснулись купола в XVII веке. Под престолом храма находится крипта-мартирий, где находится гроб св. мученицы Гаианэ, к которому могут приложиться паломники. Храм находится в списках ЮНЕСКО. Храм св. Рипсимэ–построен на месте мученической кончины св. Рипсимэ римлянки, при царе Тиридате же. На месте могилы мученицы в V в. уже стояла часовня, а в 618 г. католикос Комитас на месте старой часовни построил храм, тот самый храм, который стоит сейчас в Эчмиадзине без особо сильных изменений. Это был один из первых крестово-купольных храмов в Закавказье. Могила св. мученицы расположена под алтарем храма и все паломники могут приложиться к гробу св. Рипсимэ. Храм также внесен в списки ЮНЕСКО.
Ужин в ресторане.
Размещение в гостинице г. Ереван.
Проживание: Гостиница
День 2. Ереван и Тбилиси
Завтрак в гостинице.
После завтрака отъезд 08:30 по направлении отправка в Лори, в северную Армению, в монастыри Ахтала и Ахпат (если останется время можно посетить или Санаин или Кобер, но до последнего храма надо минут 20-25 восходить на гору от центральной трассы). Поскольку от Еревана до Ахталыок 3, 30 часа времени (180 км.), желательно выехать пораньше. Крепость Ахтала построенное в X веку находится в провинции Лори, на левом берегу реки Дебед. Крепость возведена на большом высоком мысу a вокруг него с трёх сторон есть естественные барьеры созданные глубокими скалистыми каньонами, а с севера открывается необыкновенная долина. В доисторические времена с этих мест производили серебро и цветные металлы, особенно медь. Главный храм, который был построен внутри крепости в 1188 г. посвящен был в честь Рождества Богородицы, ктитором храма была армянская царевна Мариам Багратукни, однако при грузинском правлении этими землями, при царице Тамаре, данный храм был перестроен атабеком и князем Иванэ Закаряном. Стены храма украшены были прекрасными фресками, написанными в византийском каноне, и отражающими традиции сразу трех народов: армян, грузин и греков. Ахтала была в средних веках главным религиозным центром православной общины на севере Армении. Тут располагался большой монастырь вокруг которого были построены базиличные храмы относящиеся к монастырю Ахтала, т.е. это был большой монастырский комплекс со своей большой братией, скрипториумом и большим хозяйством и др. Недалеко от Ахталы располагается монастырь Ахпат. Монастырь Ахпат был построен во времена правления армянской царской династии Багратуни и был завершен впоследствии при ктиторстве князей Закарян. Монастырский комплекс состоит из церквей св. Ншан (св. Креста), Сурб Григор (св. Григория), св. Аствацацин (Богородицы), веранд, гробниц, проходов, часовни Амазаспа, трапезной, колокольни и множество хачкаров. Все эти сооружения являются одними из лучших на принципах традиций армянской архитектуры. С их строгой симметрией, и изящными формами, таинственным видом, они приносят дух средневековья из глубины веков. Самымой ранней постройкой комплекса является церковь св. Ншан (976-991). Храм этотбыл построен по повелению Хосровануш Багратуни - жены царя Ашота III. На восточном фасаде храма можно видеть резное изображение ее двух сыновей Смбата и Гургена. Часовня Амазаспа (1257год) сыграла важную роль в комплексе. Это самая большая из четырех веранд и только одна, построенная отдельно от церкви, так как подъезды, как правило, примыкают в западной части храма. Рядом с церковью св. Ншана находится один из уникальных хачкаров - хачкар Аменапркич (Спаситель, 1273год), центральную часть которого занимает образ распятого Христа. Украшением комплекса является колокольня (1245год). На территории монастыря расположен самый большой гавит в Армении. Гавит – сооружение и церковного и гражданского назначения. Он предназначен был для встреч и совещаний, хотя часто в нем так же хоронили людей. Это большое здание со сложным сводом, который опирается на колонны и обычно имеет по центру оконное отверстие. Искусствоведы выделяют два вида гавитов: с продольным рядом колонн и с четырьмя колоннами. Монастырь Санаин в этом смысле уникален, как имеющий сразу два типа гавитов рядом, поэтому если останется время, то можно посетить Санаин или Кобер, который строился в основном православными мастерами по заказу князей Закарянов.
После тура выезд по направлении границы Армении и Грузии.
Ужин в ресторане. Размещение в гостинице.
Проживание: Тбилиси - Гостиница
День 3. Мцхета
Завтрак в гостинице.
Выезд по направлении Мцхета. Мцхета - которая является древним городом Грузии. По преданию город основал легендарный Мцхетос. «После смерти царя Картлоса его жена разделила земли между сыновьями. Среди них старший Мцхетос - поселился в месте стока рек Арагви и Мтквари (Кура), построил город и назвал его своим именем». Это город-музей, который состоит под охраной эгиды ЮНЕСКО). Кафедральный собор Светицховели (Живого столпа) во имя 12 апостолов. Это первый храм, который был выстроен после верования царя Мириана и царицы Наны (IV в.). Храм, который считается одним из символов Грузинской Церкви и венцом грузинской церковной архитектуры. В Светицховели находится величайшая святыня Грузинской Православной Церкви – Хитон Господень и милоть пророка Илии, оба под спудом. Недалеко от Светицховели расположен кафедральный собор Самтавро (женский монастырь), который был построен на месте подвижничества св. Нины, около ежевичного куста, где святая возносила свои горячие молитвы к Богу. В этих местах находится "ежевичник" (Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство, свет которого озарил всю Грузию, в связи с чем в 324 году христианство было объявлено государственной религией во времена святых царей Мириана и Наны. Церковь стала усыпальницей царского рода и предстоятелей Церкви. Вероятно, с этим связано происхождение её названия. Слово "самтавро" происходит от мтавари (по-грузински "главный," "старший"), и в переводе на русский означает "царская территория". Монастырь Самтавро хранит множество святынь: ежевичник святой Нины (Маквловани), часть Животворящего Столпа Светицховели, чудотворные иконы Божией Матери «Иверская» и святой Нины, мощи святого преподобного исповедника Гавриила. Святой старец Гавриил (Ургебадзе), один из наиболее почитаемых грузинских подвижников нового времени, 29 ноября 2015 года Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II совершил литургию в храме Преображения монастыря Самтавро. После литургии мощи святого Гавриила были торжественно перенесены и помещены в новую усыпальницу. Далее посетим известный мужской монастырь св. Шио Мгвимского, который расположен недалеко от города Мцхеты. Там, в VI в., в специально вырытой глубокой яме подвизался один из ассирийских отцов – св. Шио. Там же, у монастыря, на близлежащей горе можно посмотреть базиличный храм Честного Креста с византийской росписью XIII века (туда будет можно подняться пешком, переход ок. 35-40 мин.). Посещения одного из древнейших монастырей средневековья – Джвари (Св. Креста) (VI-VII вв.). Монастырь стоит на месте, где, когда-то св. Нина Равноапостольная устанавливала честной крест, это один из трех крестов св. Нины, два из которых были установлены в крепости Уджарма (Кахетия) и на горе Тхоти (Картли). Храм Джвари был один из первых крестово-купольных по плану сооружений Грузии. Сегодня это храм номер 1 от Грузии в списке ЮНЕСКО. Храм был построен на так называемой Голгофской горе. Осмотрев храм будет возможность пешком спуститься под гору к источнику св.Нины, где расположена небольшая пещерка, где жила изначально св. Нина по прибытии во Мцхета. Впоследствии пещерка была преобразована в малый храм Пресвятой Богородицы.
Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.
Проживание: Тбилиси - гостиница
День 4. Давид Гареджа.
Давид-Гареджийский монастырь - это большой комплекс монастырей, пещерных монастырей VI века. Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида. Основан в начале VI в. Сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря - монастырь Додо (ДодосРка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.
Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.
Проживание: Тбилиси - гостиница
День 5. Мцхета и Картли.
Завтрак в гостинице.
Мы отправляемся по направлении Боржоми. Сперва посетим Кафедральный собор Самтависи - один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры, здесь похоронен святой Исидор Самтависский. Цилканский монастырь - этот монастырь известен тем, что тут похоронен Исе Цилканский, один из тринадцати ассирийских отцов. Исе (Иесей) был одним из двух проповедников, кого избрали епископом (вторым был Або или Авив Некресский). Его назначили на кафедру города Цилкани.
Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.
Монастырь св. Иоанна Зедазнинского, на гору Зедазени. Св. Иоанн был монахо-начальником ассирийских святых отцов прибывших в Грузию по благословению Богородицы. Там же недалеко от храма во имя Иоанна Крестителя (главный храм монастыря) находится отдельно - пещерка св. отца Иоанна, где он проводил свои молитвенные ночи в подвигах и во бдении. Дорога к пику горы серпантинная и сложная из-за чего, возможно, часть пути мы пройдем пешим ходом. Все зависит от погоды в этот день. С горы Зедазени отличный вид, Мцхета и Тбилиси как на ладони с левой и правой стороны. Святая гора Мтацминда - Церковь Мама-Давити (на месте, где в VI в стояла келья и молельня прп. Давида Гареджийского – одного из тринадцати Сирийских отцов, пришедших в Грузию для распространения христианства, святой источник).
Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.
Проживание: Тбилиси - Гостиница
День 6. Кахетии и Бодбе
Завтрак в гостинице.
Кахетия - край и историческая область на востоке Грузии, в верховьях рек Иори и Алазани. Название от кахи – субэтнической группы грузин в Восточной Грузии. -ет- суффикс, указывающий на место обитания этого народа. До VIII века область входила в Картлийское царство, затем самостоятельное княжество. С XII века в Грузинском царстве. Со второй половины XV века - Кахетинское царство, с 1762 года в Картлийско-Кахетинском царстве. Столица - Телави.
Первый монастырь, который мы посетим, это женский монастырь Бодбе, на месте которого св. Нина провела свои последние подвижнические годы, там же ее могила – в главном храме монастыря имени св. Георгия. Тут же будет возможность посетить источник св. Нины, где паломники смогут окунуться. После чего направимся далее в сторону Алазанской долины. Пересекая долину, мы окажемся у монастыря Хирса, который был основан одним из 13-ти ассирийских святых отцов –св. Стефаном, могила которого находится в самом храме. Хирса был важным миссионерским центром в средневековой Грузии, где подготавливались будущие миссионеры, распространявшие христианство на северном Кавказе.
Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали - это место известное и во многом символичное. Отсюда началась европеизация Грузии, отсюда началось грузинское виноделие в том виде, который мы имеем сейчас, отсюда же началась грузинско-русская интеграция в светлых своих формах. Сейчас здесь находится музей, парк, вино хранилище и дегустационный зал. Доисторический культ лозы определил уникальную культуру и традиции Грузии. Древние грузины называли лозу “Древом жизни” - лоза не просто материал для изготовления вина, а спутник жизни для Грузинов. Культ лозы был частью повседневной жизни грузин, что сказалось на мифологии, фольклоре, архитектуре и живописи страны.
Новейшие археологические раскопки доказали, что именно грузины начали выращивать культурные виды лозы. Самые древние семена винограда, датированные VI столетием до нашей эры, были так же найдены на территории Грузии. Лингвисты подтверждают, что у слова “вино” грузинское происхождение.
Грузинскую культуру нельзя представить без вина, как и вино нельзя представить без Грузии. Для грузин лоза – источник жизни, а жизнь лозы начинается с Грузии.
Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси. Ужин.
Проживание: Кобулети - гостиница
День 7. Тбилиси
Завтрак в гостинице.
Город Тбилиси – Тбилиси - столица и самый большой город Грузии. Построенный в 5 в. н.э. Вахтангом Горгасали (Царь Картли) и переделанный в столицу в 6 в.н.э., Тбилиси является важнейшим индустриальным, социальным и культурным центром. Основание города Тбилиси и происхождение самого слова связаны с этими тёплыми источниками. Король Вахтанг Горгасали наткнулся на теплый источник во время охоты. Название "Тбилиси" происходит от слова “Тбили”, что означает "теплый".
Посещение храма Метехи. Метехи (მეტეხი) - он же Метехский собор Рождества Богоматери - грузинский православный храм XII века в центре Тбилиси на Метехской скале. Это самый заметный и самый популярный храм города. Его видно из любой точки центра: с Майдана, с ресторана "Мачахела", с парка Рике, с канатки, с отеля "Копала", с крыш серных бань и с крепости Нарикала. Это фактически визуальный символ города - вместе с конной статуей царя Вахтанга по соседству. Предположительно первый храм на этом месте был построен при ведшем большое строительство Вахтанге Горгасали (V век), возможно здесь же находился его дворец. В храме похоронена первая грузинская мученица царица Ранская Шушаник (V в.). Первые упоминания в письменных источниках относятся к ХII веку. Территория у храма была укреплена, рядом с храмом находился царский дворец. Имеются сведения, что здесь молилась царь Тамар (1195).
Отсюда открывается уникальный пейзаж старого Тбилиси. Спускаемся вниз к мосту Мира и парку Рике. Крепость Нарекала (если время останется можно подняться на на крепость) - крепостной комплекс различных эпох в старом Тбилиси. Точное время основания крепости в Тбилиси неизвестно, но в IV веке она уже существовала и называлась Шурис-Цихе. При Давиде Строителе арабская крепость была укреплена и расширена. Современное название ей дали, как считается, монголы. Потом спускаемся вниз в царские бани (серные воды) - важная достопримечательность центра Тбилиси. Это квартал в центре Тбилиси, известный своим комплексом бань, стоящих на естественных сернистых источниках. Построенные в разное время в XVII-XIX веках, нынешние бани формируют собой отдельный квартал города, являющийся популярным местом как среди жителей города, так и у многочисленных туристов. храм Сиони - исторически главный храм Тбилиси. Назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме хранятся величайшие святыни – крест св. равноап. Нины и глава апостола Фомы. Церковь Анчисхати (VI в.), где хранилась икона Анчисхати. Храм Александра Невского - В храме св. Александра Невского (где находятся могилы почитаемых старцев – св. Зиновия (Мажуги) и Виталия (Сидоренко). Кафедральный собор Святой Троицы.
Ужин в ресторане. Отъезд по направлении границе Грузии и Армении, паспортный контроль, время до Еревана пять часов, размещение в гостинице в г. Ереван.
Проживание: Ереван – гостиница
День 8. Кобулети- Батуми
Завтрак в гостинице.
Свободное время. Трансферт в аэропорт г. Ереван, выезд из гостиницы поздно вечером. Вылет из Ереван в Москву.
В ПРОГРАММЕ ВОЗМОЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ!
В стоимость входит: авиабилеты, экскурсионное, транспортное обслуживание, проживание (2х-3-х местное), питание по программе, музейные билеты, мед. страховка.