Пятница, 03.01.25
Прибытие паломников до 14:00 (время московское) из разных городов и аэропортов РФ в г. Адлер. Все паломники, опоздавшие ко времени встречи, добираются до отеля «ДИОСКУРИЯ» в г. Сухум самостоятельно.
На вокзале встреча осуществляется у центрального выхода в город, в аэропорту на выходе из зала прилета.
Аэропорты в Абхазии не функционируют. Пересекать границу стороны РФ в Абхазию разрешено только через КПП Псоу. Дорога до границы от аэропорта занимает не более пятнадцати минут.
Для въезда понадобится только внутренний паспорт РФ для граждан старше 18 лет.
Групповой трансфер: Адлер - КПП Псоу, переход через границу, прохождение пограничного контроля далее переезд в г. Сухум.
Прибытие в г. Сухум. Размещение в отеле.
Отель расположен в центре города Сухум в шаговой доступности от главных достопримечательностей абхазской столицы.
В 10 минутах ходьбы от отеля расположен Центральный рынок города, где гости могут приобрести местные пряности, фрукты и многое другое. На центральной улице города, которая находится в 3 минутах от отеля, расположены сети магазинов, сувенирных ларьков, множество кафе и ресторанов.
В 500 метрах от отеля расположена живописная центральная набережная города и мелко галечный пляж.
В шаговой доступности от отеля 5 минут находится Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Адрес отеля «ДИОСКУРИЯ» 3*: Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Генерала Аршба, д. 45.
Ужин (по желанию постный) и ночлег в отеле.
Суббота пред Рождеством Христовым, 04.01.
Завтрак (по желанию постный) в отеле.
Обзорная экскурсия по городу с посещением Сухумского кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы. Расположен в историческом центре города. Храм был построен в нововизантийском стиле в 1915 году на средства греческой общины города.
Первоначально храм был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. До начала Великой Отечественной войны в народе его называли Греческим, или греческим Никольским храмом. После завершения военных действий он получил статус Кафедрального собора Сухумо - Абхазской Епархии и был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. После столетнего юбилея в Сухумском Кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы была произведена полная реставрация. 10 февраля 2011 года правительство Абхазии передало Благовещенский собор в безвозмездное и бессрочное пользование «Абхазской Православной Церкви». В соборе выставлены иконы с изображениями православных святых: Николая Чудотворца, Симона Кананита, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, святого Василиска. Имеются и копия иконы Иверской Божьей Матери, и икона Пантелеймона Целителя с его мощами.
Служба в храме ведется на трех языках: абхазском, церковнославянском и греческом.
Переезд в горное село Команы - место Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя. Расположено в 15 километрах от столицы Абхазии на левом берегу реки западной Гумисты в ущелье. Село Каманы (Коман, Команы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет. Название поселения переводится как «Святое место».
Посещение Каманского мужского монастыря IV века святителя Иоанна Златоуста с каменной гробницей святителя и иконой с частицей мощей.
На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь. В настоящее время в действующем храме хранится каменный саркофаг, в котором был первоначально погребен Святитель Иоанн Златоуст. Великий богослов был сослан в Колхиду и умер в Команах. Тридцать лет его тело лежало здесь, а затем было торжественно перенесено в Константинополь. В 2001 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. Монастырь возрожден как мужской, действует, идут службы. В церкви во имя свт. Иоанна Златоуста стоит каменная гробница святителя и икона с частицей его мощей. Территория вокруг монастырской церкви окружена была ещё в древности каменной стеной. Современный храм в период реставрации получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трёхэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. При строительстве колокольни в земле был найден саркофаг, высеченный из цельной глыбы известняка и весящий около тонны.
Святыни:
Каменная гробница Иоанна Златоуста, в которой по местной легенде его нетленные мощи покоились в течение 30-ти лет до перенесения в Константинополь;
Пещера, где по местной легенде произошло третье по счету обретение главы Иоанна Предтечи, расположенная в нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста;
Икона святителя Иоанна Златоуста с частицей его святых мощей.
Посещение храма (часовня) христианского мученика святого Василиска. Возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика. По легенде, Святого Василиска заперли темнице и жестоко избили за того, что тот был христианином. По дороге в ссылку стражники бросили узника возле дерева в жару, отказав мученику даже в глотке воды. Василиск начал молиться, после чего Бог услышал его. Земля задрожала, сухое дерево ожило и из него полилась струя чистой воды. Придя в ярость, римские стражники казнили Василиска. Близ места, где по преданию где был убит Василиск, по сей день бьет святой источник.
Святыни:
Источник святого Василиска;
Могила святого Василиска.
Окунание в источнике святого мученика.
Возвращение в отель. Свободное время.
Ужин (по желанию постный) и ночлег в отеле.
Воскресенье, 05.01.25
Завтрак (по желанию постный) в отеле.
Поездка в Новый Афон к Анакопийской (Иверской) горе.
Подъем на Анакопийскую (Иверскую) гору (Удел Пресвятой Богородицы) с чтением акафиста. (Внутри цитадели сохранились развалины двух сторожевых башен - Западной и Восточной, а также руины христианского храма VI - VII вв. У северной крепостной стены находился один из древнейших христианских храмов Абхазии. Храм сохранился частично. Некоторые средневековые источники сообщают, что в 30-е гг. VIII ст. этой церкви хранилась чудотворная икона Божией Матери, совершившая множество чудес и исцелений, о которых упоминают древние рукописи. Анакопийская церковь неоднократно перестраивалась. В XI в. она была освящена в честь мученика Феодора Тирона).
Посещение в Новом Афоне:
- Храма IV – VII веков в честь св. вмч. Феодора Тирона на территории Анакопийской крепости. Храм неоднократно перестраивался. Последняя реконструкция была выполнена монахами Новоафонского монастыря в начале XX века. Были расчищены завалы южного церковного придела и смежного с восточной стороны помещения. На остатках стен южного придела была устроена цистерна для сбора дождевой воды с водосборной террасой над ней. Внутри древнего храма была выстроена небольшая часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, в алтарном приделе были установлены каменные детали древнего храма. Частично была изменена планировка прилегающей территории и достроены стены пристроек храма. Монахи расчистили и отремонтировали древнюю цистерну - колодец с чистой питьевой водой.
Посещение часовни честь Иверской иконы Божией Матери и неиссякаемого колодца со святой водой.
- Грота (пещера) святого апостола Симона Кананита. (В 500-600 м от центра города, вверх по течению реки Псырцха, находится небольшой грот, в котором, по преданию, в течение почти двух лет жил один из 12 апостолов Христа - Симон Кананит. Симон Кананит прибыл на побережье Абхазии примерно в 53 г. н. э. и остался здесь, чтобы проповедовать христианство местным языческим племенам. Грот, в котором он уединялся и молился, в 1884 г. был освящен водосвятием, и в настоящее время часто посещается паломниками и туристами. Дорога к гроту проходит по очень живописному ущелью реки Псырцха, мимо места предполагаемой гибели апостола. На месте его погребения в IX-X вв. возведен храм). С древности, грот служил местом религиозного почитания для христиан. После образования Новоафонского мужского монастыря и приходом монахов со святой горы Афон грот был освящён и превращён в часовню. В нём были созданы мозаичные иконы святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В настоящее время грот посещается многочисленными туристами и паломниками. Дорога к гроту Святого Симона Кананита пролегает по живописной территории Псырцхинского заповедника вдоль русла реки Псырцха, мимо святого источника. Дорога по преданиям начинается от того места, где апостол принял мученическую смерть от рук римских легионеров в 55 году. По дороге расположен громадный валун с отпечатком, похожим на след ступни человека. По преданию он был оставлен самим св. апостолом Симоном Кананитом, поэтому здесь всегда останавливаются паломники и служатся молебны. В грот, расположенный в отвесной скале, ведёт крутая лестница с высеченными каменными ступенями. Посередине грота находится большой камень, который по преданию святой апостол использовал в качестве стола и ложа. На стене пещеры высечен четырехконечный крест.
- Историческое ущелье бурной живописной горной реки Псырцха. Название «Псырцха» также ассоциируется с христианскими святынями, включая келью святого апостола Симона Кананита. Историческая тропа, вымощенная диким камнем, пролегает через долину реки Псырцха, проходя мимо следа святого и места, где, по легенде, он был умерщвлен. Тропа затем ведет под гору, преодолевая каменные ступени, и приводит к гроту-келье апостола Симона Кананита.
- Место казни святого апостола Симона Кананита.
- Окунание в открытом источнике.
- Рукотворный водопад Ново – Афонских монахов. (В пойме р. Псырцха вода, застаиваясь, образовывала болота, порождавшие малярию и другие болезни. Для осушения этих болот и создания на их месте прудов иноки в 1882 г. соорудили плотину со шлюзами и двумя водопадами (высота нижнего – 8,6 м; длина по гребню – 21 м). Под этим водопадом были устроены обширные помещения, которые использовались как подвалы и холодильники. У плотины была построена 2-х этажная каменная мельница и пекарня. Вода по специальным каналам поступала также в лесопильню, прачечную, на кирпичный завод, а также орошала сады).
- Храм Симона Кананита X в. (Является одной из главных святынь Абхазии, которая каждый год привлекает сотни туристов и паломников. Уникальный памятник средневекового зодчества, построенный на мощах апостола в IX-X вв., в период расцвета Анакопии на месте деревянной церкви VI века. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи. По размеру сама церковь маленькая, выложенная из камня пепельно-белого цвета.
Сейчас храм открывается только раз в год — 23 мая на день апостола Симона Кананита. В этот день проходит крестный ход, тысячи паломников устремляются в Новый Афон, чтобы отдать дань памяти человеку, который познакомил страну с православием и умер за правое дело. Паломники принимают участие в праздничной литургии, а также молятся святому о благополучии своей семьи. Закрытые двери храма не являются проблемой для верующих — они молятся, прислонившись к стенам. В одной из стен храма стоит свеча. На заднем дворе располагается источник, бьющий прямо из стены храма. Святой апостол Симон Кананит является покровителем семьи и брака, поэтому многие верующие едут сюда, чтобы помолиться за семейные блага. Также считается, что в храме находятся иконы, помогающие забеременеть. За тысячелетие своего существования храм многое пережил: его несколько раз реставрировали, он подвергался разрушению и вновь восстанавливался. За весь период облик церкви несколько раз существенно менялся, добавлялись новые элементы в отделке, сооружение стало выше, и приобрело белоснежный цвет стен.
- Ново - Афонский Симоно - Кананитский мужской монастырь (история, обзорно) так как является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».
По благословению Священноначалия Русской Православной Церкви православные посещают этот храм, однако в молитве и богослужении они не участвуют. Они только поклоняются святыням, после чего покидают церковь. Монахи монастыря Святого Пантелеймона на Афоне в 1874 г. получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. С 1877 по 1878 гг., на время русско - турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. Со временем Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад.
Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов:
- надвратный — Вознесения Господня;
- храм святого апостола Андрея Первозванного;
- храм в честь преподобных отцов афонских;
- храм во имя мученика Иерона;
- храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, возвышается главный храм монастыря - Пантелеимоновский собор построенный в неовизантийском стиле в 1888—1900 годах и является крупнейшим культовым сооружением Абхазии. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов. Монастырь известен своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную.
Святыни:
Икона Божией Матери «Избавительница» со свв. апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном;
Икона св. Пантелеимона с житием;
Икона Божией Матери «Анакопийская»;
Новый образ иконы Божией Матери «Пицундская»;
Чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня;
- Лебединое озеро, которое является одной из главных достопримечательностей Нового Афона и хорошим местом отдыха. Это целая система прудов, построенная монахами Новоафонского монастыря. Вокруг прудов раскинулся Приморский парк с разнообразной флорой. На прудах плавают белые и черные лебеди. Систему прудов монахи создали в начале 1880-х годов. Иноки в прудах разводили рыбу. Парк вокруг озера был заложен в 1908 году, и за сто лет превратился в настоящий музей различных растений. Лебединое озеро вместе с монастырем является визитной карточкой Нового Афона.
Возвращение в отель.
Ужин (по желанию постный) и ночлег в отеле.
Понедельник, 06.01.25 Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Завтрак (по желанию постный) в отеле.
Поездка в г. Гагра. Экскурсия по городу Гагра с посещением:
- крепости Аббата, на территории которой находится храм Святого Ипатия (Гагрский – храм Покрова Пресвятой Богородицы). Храм был построен в VI-VIII веках и считается одним из древнейших культовых сооружений на территории Абхазии. До наших дней храм почти полностью сохранил свои древние формы. Сооружение представляет собой трёхцерковную базилику, состоящую из трёх продолговатых залов (северный зал несколько короче двух других). Средний и северный залы с востока завершаются апсидами, вписанными в прямоугольник внешнего очертания. На западном фасаде церкви изображён Болнисский крест в круге. По некоторым данным в этом храме хранились мощи Святого Ипатия Гагрского, отсюда и название храма. Последняя реставрация храма была проведена в 2007 году, во время которой была воссоздана внутренняя обстановка, установлен новый иконостас и проведено освещение. С 2012 года храм является действующим и находится в ведении Абхазской Православной Церкви.
- осмотр Колоннадады, находится в центре Старой Гагры. Живописная аркада в мавританском стиле, полукругом ограничивающая площадку с фонтаном;
- осмотр ресторана «Гагрипш» (привезён в 1902 г. из Стокгольма и собран без единого гвоздя). Это один из немногих сохранившихся памятников архитектуры начала ХХ века в Абхазии, полностью передающий атмосферу эпохи. Ресторан продолжает действовать и сейчас. Здесь все также работают механические часы, которые заводят вручную;
- осмотр Парка принца Ольденбургского. Центральный парк города, был построен в 1902 г. на площади, занимающей около 14 га. Более 400 видов экзотических растений, оригинальная планировка, искусственные водоемы с декоративными обитателями.
Переезд в село Лыхны. Посещение древнего крестово - купольного храма Успения Пресвятой Богородицы X—XI веков. Церковь действующая, идут службы, можно заказать требы. Она открыта каждый день для всех паломников. В ней очень богатая фресковая роспись XIV века, усыпальница владетельных князей Абхазии Чачба-Ширвашидзе и крест Господень, которому более трехсот лет. В Храме находится точная копия чудотворной иконы Знамение Божией Матери, написанной в 1879 году и находившейся в Серафимо - Понетаевском женском монастыре Нижегородской губернии Российской Империи. В сентябре 1914 года икона была доставлена из Серафимо - Понетаевского монастыря в Абхазию, и помещена в Лыхненскую церковь.
Возвращение в отель.
Подготовка к праздничному богослужению.
Ужин (по желанию постный).
23:00 – Божественная литургия в Сухумском кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы.
Ночлег в отеле.
Вторник, 07.01.25 Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Возвращение в отель. Отдых.
Поздний Завтрак - Разговение.
Поездка в село Дранды в мужской монастырь в честь Успения Божией Матери. Драндский мужской монастырь был основан по распоряжению Святейшего Синода в 1880 году при Успенском соборе VI—VII веков. Посещение Успенского собора монастыря построенного предположительно в VI—VII веках и служил резиденцией епископов. Собор относится к крестово-купольному типу, сформировавшемуся в византийской архитектуре в V—VIII веках. Примыкающие с востока три пятигранные апсиды включают в себя алтарь, диаконник и жертвенник, которым в западной части храма соответствуют два полукруглых помещения, имеющие ниши. С запада храм завершает притвор. Купол храма возведён на низком шестнадцатигранном барабане. Собор поражает своим убранством, несмотря на то, что за годы своего существования много раз подвергался разграблению и разрушению, однако основные элементы декора остались нетронутыми временем. Храм представляет собой настоящий образец церковной архитектуры, панорамные окна в готическом стиле дарят зданию много света и визуально расширяют пространство. Внутреннее убранство поражает: на стенах еще сохранились древнейшие фрески, которые датируются годами возведения храма.
В соборе хранится святыня, привлекающая тысячи паломников со всех уголков страны и соседних регионов, — мироточивая икона великомученика Димитрия Солунского, дарующая исполнение заветных желаний и исцеление от недугов. Снаружи собора находятся трапезная, в холме под храмом есть пещеры с уходящими вглубь земли ходами.
На территории монастыря расположен святой источник в честь раннехристианского великомученика и воина Никиты Бесогона и также есть мужская и женская купель. Святой Никита, побивающий беса, – раннехристианский мученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе. Считалось, что образ святого Никиты защищает от нечистой силы. К нему обращались при разных семейных неприятностях — в частности, при порче детей и об исцелении от «родимца». Есть две молитвы мученику Никите. Никита - бесогон, как его звали в народе, обычно изображался с палкой или кандалами, побивающим беса.
Посещение монастыря, поклонение святыням, окунание в святом источнике великомученика и воина Никиты Бесогона.
Переезд в село Илор Очамчырского района страны. На окраине села располагается действующий древний белокаменный Илорский храм, покровителем которого считается святой Георгий Победоносец. Церковь состоит из одного зала без пределов, с внутренним алтарным полукружием. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры, освещается с помощью пяти окон. Илорская церковь – это один из древних храмов Абхазии. Согласно историческим данным, церковь была возведена еще в XI в. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста. Этот храм выделяется среди зальных церквей Абхазии не только своими размерами и продуманностью архитектурных форм, но и художественными и конструктивными приемами, утверждающимися в первой половине II века. На внутренних стенах храма сохранились фрагменты средневековой росписи, элементы чеканного искусства. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста.
В церкви хранятся частицы мощей великомученика Георгия Победоносца, а также мироточащие и кровоточащие иконы. В настоящее время в храме среди икон находится и икона абхазского великомученика – святого Евстафия Апсильского. В 738 году, будучи правителем Апсилии, он был пленен арабским полководцем Сулейманом ибн - Исамом и мученически пострадал в городе Харане. Впоследствии у мощей Евстафия Апсильского происходили чудеса исцеления.
Рядом со входом на территорию храма Святой колодец. Вода из него не портится и обладает целебными свойствами.
Посещение храма, поклонение святыням, набор воды из колодца с освященной святой водой.
Переезд в село Моква. Посещение собора Успения Пресвятой Богородицы X в.
Моквский собор - крестово-купольный храм, вписанный в наружный прямоугольник стен. Был построен в 60-х года X века Абхазским царем Леоном III. Собор завершает развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII-X веках в Пицунде. По планировке и пропорциям Моквский храм близок к древнерусским (Киевская София). В XII в. собор был украшен фресками. До 17 века здесь размещалась кафедра моквских епископов. В соборе были погребены многие абхазские архиереи, священники и представители знати.
На территории Моквского собора находится Святой колодец.
Переезд в село Кындыг. Посещение горячих термальных источников минеральной воды. Природный минеральный источник в селе Кындыг - это целый оздоровительный комплекс: кроме целебных ключей, бьющих из-под земли, здесь есть несколько бассейнов с минеральной водой, емкость с сероводородной грязью, гидромассаж. Здешняя вода лечит болезни суставов и опорно-двигательного аппарата, артриты и артрозы, травмы и гинекологические заболевания. Минеральные источники Кындыг и грязевые ванны омолаживают, дарят новые силы. При этом существуют и противопоказания: использовать купель нельзя людям с туберкулезом, онкологическими заболеваниями в остром периоде, пороками сердца.
Возвращение в отель.
Ужин и ночлег в отеле.
Среда, 08.01.25 Попразднство Рождества Христова.Собор Пресвятой Богородицы.
Завтрак в отеле.
Выезд из отеля в 10:00 утра.
Групповой трансфер ж. д вокзал / аэропорт города Адлер.
Стоимость поездки включает на 6 дней/5 ночей:
- встречу паломников в 14:00 (время местное) в г. Адлер в аэропорту на выходе из зала прилета, на вокзале у центрального выхода в город.
Внимание: паломники, опоздавшие ко времени встречи, добираются до отеля размещения в г. Сухум самостоятельно;
- групповой трансфер 03.01.2025 г. в 14:00 Адлер — КПП Псоу — г. Сухум отель «ДИОСКУРИЯ» 3*;
- размещение двух – трехместное в * в городе Сухум в улучшенных номерах со всеми удобствами;
- питание (завтрак, ужин) в ресторане отеля «ДИОСКУРИЯ»;
- паломнические экскурсии по программе поездки;
- услуги экскурсовода по программе поездки;
- участие в богослужениях по программе поездки;
- автотранспортное обслуживание по программе поездки, включая входные билеты в места посещений;
- групповой трансфер 08.01.2025 г. в 10:00 отель «ДИОСКУРИЯ» 3* г. Сухум — КПП Псоу г. Адлер;
- мед. страховка на 30 000 $ (в возрасте до 65 лет).
Дополнительно оплачивается:
- одноместный номер
- страховки для паломников, чей возраст превышает 65 лет
- авиа или ж/д билеты до Сочи