Мы находимся:
в 2 минутах от
м. кропоткинская

Вы здесь

У истоков Православного паломничества

У ИСТОКОВ ПРАВОСЛАВОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА: языческие и ветхозаветные времена
© Е. Сафронова
 
Путешествие с религиозными целями было известно уже многим народам древности. Древние греки, например, ходили на поклонение к отдельным, наиболее чтимым, храмам. Древние германцы посещали «священные рощи». Такие путешествия совершались в порядке отправления языческих культов, и поэтому они существенно отличаются от православного паломничества. Определяющим данное отличие признаком является, конечно, то, что язычники поклонялись различным природным силам и природным объектам, тогда как православные поклоняются Единому Богу, который не отождествляется с природой, но является её Творцом. Сердце православного человека выведено за рамки «естественного», земного, и устремлено в небесный град, в мир духовный. Не прилепляясь душой ни к чему, данному от естества, такой верующий всего лишь странник в природном мире. Эта характерная черта нашего мировоззрения окрашивает православное паломничество в особые, отличные от языческих путешествий, тона. Современные паломники, к сожалению, не всегда об этом помнят. Те из наших читателей, которые бывали в Дивеево, наверное, видели табличку с предупредительной надписью, которую дивеевским матушкам приходилось вывешивать у канавки Пресвятой Богородицы: Не прислоняйтесь к деревьям, высаженным вдоль Канавки, не целуйте их – это язычество. Теперь, когда Святая Канавка восстановлена, и дорожка, по которой идут вдоль Неё, огорожена, табличка с предупредительной надписью исчезла.
Те, кто верил в Бога Единого, тоже издревле совершали путешествия к святыням веры. Случаи таких путешествий известны нам ещё из Ветхого Завета. Так, Иаков после явления ему во сне небесной Лествицы дал обет почитать место, где произошло это явление, как величайшую святыню. Он нарёк это место Вефиль, что значит «Дом Божий» (Бытие 28). Для потомков Иакова и для Израильских пророков Вефиль всегда оставался священным. Они приходили сюда с тем, чтобы принести здесь жертвы Богу. Моисей в книге Второзакония постановил, чтобы весь Израиль мужского пола трижды в год приходил в Иерусалим – в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей. Когда же Соломон построил в столице Иудейской Храм, прославленный от самого Господа, в Иерусалим стали ходить на поклонение и женщины, хотя закон им этого прямо не предписывал. Женское паломничество совершалось и впредь. Из Святого Писания известно, что праведный Иосиф и Пресвятая Дева бывали в Иерусалиме на празднике Пасхи. В те времена сюда, на иудейскую Пасху, стекались многие, в том числе и язычники.
Таким образом, в ветхозаветные времена паломничество совершалось не только по установлению закона, но и по велению сердца. Это ясно из примера иудейских женщин, которые по сердцу, а не по закону шли на поклонение святым местам. Не по указанию ходили в Иерусалим и язычники, хотя, конечно, не все они имели при этом религиозные цели. С наступлением христианской эпохи паломничество окончательно превратилось в акт сердечного делания, происходящего не в силу земного предписания, а по Промыслу Божию.
 В Православии, впитавшем в себя веру первых христиан, сохранилось именно это, раннехристианское, понимание паломничества. В Западной же Церкви сложилось иное отношение к путешествиям в святые места. В средние века, например, не только в церковных, но и в светских судах повсеместной была практика вынесения приговоров с назначением паломничества как наказания. Тогда же стало возможным заменять приговорённого к этому наказанию другим человеком. Этой возможностью так широко пользовались люди, обладавшие достатком, что постепенно образовались даже цехи профессиональных паломников-наёмников.
Православной Церкви известны случаи, когда священники налагали на кого-нибудь из своих прихожан обязанность совершить паломничество. Но такая практика основана на духовничестве. Паломничество в таком случае назначается на пользу духовную, и, конечно, совершить его можно только лично. Таким образом, православное паломничество, как и в века раннего христианства, является сердечным деланием, своими корнями уходящим в ветхозаветные времена.
print this page