Мы находимся:
в 2 минутах от
м. кропоткинская

Вы здесь

У истоков Православного паломничества: времена Древней Церкви

У ИСТОКОВ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА:

времена Древней Церкви
© Е. Сафронова
Первые три века христианства были временем мучеников за веру. Язычники, в первую очередь, римские императоры, подвергли христиан ужасающим гонениям. Место на земле, где совершилось Искупление грехов ветхого человека, и откуда воссияла миру радость Христова Воскресения, было осквернено. Император Адриан, правивший Римом с 117 по 138 год по Рождестве Христовом, приказал засыпать Голгофу и Гроб Господень. На получившемся холме был построен храм языческому идолу √ Венере, а у Гроба Господня была установлена ещё и статуя Юпитера. В Вифлееме возник храм Аполлону. Так человечество пыталось забыть Истину. Но ?не может град укрыться вверху горы стояй?. Блаженный Иероним, посетивший Иерусалим в V веке, утверждал, что путешествия во Святую Землю начались уже в первые века христианства. И это, по всей видимости, действительно было так. Например, сохранилось свидетельство, что во II веке, повинуясь откровению, в Иерусалим ходил епископ Александр из Каппадокии.
Начало IV века по Рождестве Христовом √ благословенное время в истории Христианства. Господь привел римского императора Константина Великого к духовному прозрению. В то время Константин воевал с правителем западных римских областей Максентием. Силы были неравны, Максентий обладал преимуществом. Накануне решающей битвы Константин увидел в восточной части неба Крест и надпись: ?Сим побеждай?. На щитах своих воинов император начертал знаки победы Христа над смертью. И победа в войне с Максентием была одержана. Именно с этого момента Константин стал христианином, христианство было уравнено в правах с другими религиями. Фактически же, благодаря ряду указов, христианство в государстве возобладало.
С тех пор земли и люди начали очищаться от язычества. Обретя истинную веру, святые равноапостольные Константин и его мать Елена обратили взоры ко Святой Земле. Скрытые под языческими капищами сокровища веры были, наконец, явлены. Открылось место Гроба Господня. Над пещерой Гроба был п остроен величественный храм Воскресения Христова. Возник храм в Вифлееме, появилась часовня на горе Елеон. И, наконец, в ознаменование торжества Света над тьмой, святой равноапостольной Еленой и иерусалимским патриархом Макарием был обретен Животворящий Крест Господень и Воздвигнут над народами.
Воссияли миру палестинские святыни. Их свет привлек к себе многих стремящихся обогатиться верой. Именно в это время возникло паломничество как явление христианской культуры, первоначально понимавшееся как хождение на поклонение местам земного служения Господа Иисуса Христа. Мотивы подобных посещений Иерусалима были, как, впрочем, и в наше время, весьма разнообразны. Кто-то шел из желания во всей силе воскресить в душе великие евангельские события, укрепить религиозное чувство или лучше понять смысл Священного Писания. Кто-то хотел подвигом (ибо паломничество √ духовное делание, подвиг) умирить совесть, утешиться. Некоторые искали исцеления, другие желали возблагодарить  Господа за Его милости к нам, грешным, или шли по обету, т. е. в благодарность за спасение от опасности.
Паломничество было и остается многогранным явлением, точно так же богато оттенками религиозное чувство. Мы наблюдаем это на примере первых христианских паломников. Во главе их по праву стоит святая равноапостольная царица Елена, открывшая миру Крест Господень, построившая в Палестине христианские храмы. Она приехала очищать Иерусалим от языческой скверны, благодарить Бога за сына √ императора, поклониться величайшим святыням. А Господь Своей благодатью вразумил ее, очистил сердце, вселил в него удивительное смирение. Оставив все украшения, свойственные царскому положению, святая Елена в простой одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с толпой, раздавая щедрую милостыню. В Иерусалиме царица пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом, как простая рабыня. Пример святой Елены произвел на верующих сильное впечатление. В Иерусалим широким потоком двинулись верующие. В конце IV века пришел в Иерусалим Григорий Нисский, б рат святителя Василия Великого. По его признанию, сердце его здесь исполнилось великой радостью о Господе. Поклонился Святой Земле и блаженный Иероним. Посещение Вифлеема, по его словам, перенесло его мысль и душу к событиям Евангельской истории. Состоятельные паломники возводили в Палестине странноприимницы и монастыри. Так поступила, например, римская матрона по имени Павла, устроившая множество келий и монастырей в Вифлееме, здесь она и поселилась навсегда.
Однако сколь бы не были различны дела и мысли паломников, паломничество продолжает быть духовно едино. Состояние сердца составляет самую ценную его сторону. Само название ?паломничество? произошло от слова ?палома? - т. е. ?пальма?. Наибольшее количество верующих собиралось в Иерусалиме в предпасхальные и пасхальные дни, дни, когда Господь явно открыл народам, что он и есть обещанный Богом через пророков Спаситель, когда Он пострадал за грехи мира и воскрес. Люди встречали входящего в Иерусалим Иисуса как царя √ устилая путь Ему пальмовыми ветками, держа ветки пальм в руках. Последовали этому примеру и верующие, приходящие в Иерусалим на праздник Пасхи. Затем они забирали ветки с собой на родину. По этой причине их стали называть ?паломниками?. Затем это название закрепилось за всеми, кто отправлялся в путешествие по святым местам. И это не случайно. Паломники √ ?люди с пальмовыми ветвями?. Идя во святое место, верующие идут встречать Господа, грядущего во славе судить живых и мертвых. Люди идут поклониться Царю Славы Христу, для того, чтобы затем в жизни своей хранить верность Царствию Небесному.

 

print this page